10 подробностей о фильме «Холодное лето пятьдесят третьего», которых вы не знали

66

В 1986 году режиссер Александр Прошкин получил предложение снять фильм по сценарию драматурга Эдуарда Дубровского «Танец подёнок». Главным героем был политический заключённый, живущий на поселении в деревне, куда ворвались ограбившие поезд бандиты. В книге события происходят в 1955-м году, но режиссёр перенёс их в 1953 год, когда произошла одна из самых масштабных в СССР амнистий.

Произошла амнистия после смерти Сталина. Согласно ей, на свободу должны были выйти заключенные младше 18 и старше 55 лет, женщины с маленькими детьми, осуждённые за должностные и административные преступления, а также все, кому дали не больше 5 лет заключения.

В результате на воле оказались более миллиона человек, среди которых были матёрые зэки и уже сложившиеся банды. Этот период разгула преступности назвали «холодным летом пятьдесят третьего»…

Режиссёр Александр Прошкин был тогда школьником. Вспоминает, как к ним в классы пошёл поток из детских колоний, который, к слову, очень быстро, буквально за полгода, оказался снова на зоне.

Киностудия хотела привлечь МВД в качестве консультантов будущего фильма, но ведомство выслало отказ, аргументировав, что роль милиции в сюжете очень мала, кроме того, сценарий перегружен сценами жестокости…

Позже в МВД пересмотрели своё решение, только вот к этому времени режиссёр уже нашел криминалиста, который в 50-х лично устранял последствия этой амнистии. Именно под его руководством актёры готовились к съемкам.

На роль Лузги режиссёр сразу пригласил Валерия Приёмыхова — за полгода до съёмок они познакомились на отдыхе и очень хотели поработать вместе. Приёмыхов загорелся ролью! По сценарию Лузга в прошлом был учёным-археологом, но актёр сразу сказал, что человек такой профессии не сможет сражаться с уголовниками, он должен быть офицером!

Роль переписали, и его герой стал капитаном полковой разведки, который получил срок за то, что был в плену. Приёмыхов считал, что ни при каких условиях человек не должен терять офицерскую честь, и именно это он должен передать через Лузгу. Он настолько вжился в роль, что во время съёмок местные жители подходили к нему и спрашивали: «Ты, часом, не учился… не работал… не отдыхал… не сидел…» — всем казалось, что он простой мужик, которого они где-то видели.

На роль осуждённого за шпионаж Копалыча — инженера Старобогатова — режиссёр пробовал Георгия Юматова, Геннадия Гарбука и Вацлава Дворжецкого, который дважды отсидел за участие в антисоветском молодежном кружке. Как ни странно — это Дворжецкому только мешало, внутренне он противился возвращению к тюремной теме.

С пьющим Юматовым было сложно, Гарбук отказался и тогда появилась кандидатура Анатолия Папанова. В театре актёра не хотели отпускать — он много играл, преподавал в ГИТИСе, но он настаивал: «Меня эта тема очень волнует — я в ней многое могу сказать…»

Папанову довелось в юности провести несколько суток в Бутырке. На заводе, где он работал литейщиком, кто-то украл детали, а «замели» поначалу всю бригаду. Актёр прочувствовал эту несвободу и потом долго боялся, что за ним могут прийти, даже если он ни в чём не виновен…

Режиссёр хотел подчеркнуть, что в банды сбивались очень разные люди. История каждого должна была читаться по лицу, и на роли бандитов он утвердил разноплановых актёров.

«Вора в законе» сыграл Владимир Головин — в середине 80-х он был одним из самых популярных «отрицательных» актёров. Известный со времён «Неуловимых мстителей» Виктор Косых снялся в роли «шестерки» Баклана. Насильника Витька играл юный Сергей Власов — в будущем роли преступников займут большую часть его фильмографии. Бандита Крюка сыграл актёр киевского театра Алексей Колесник — его герой был бывшим военным, а стал самым жестоким членом банды…

Актёры вспоминали, что прямо в гриме ездили обедать в столовую леспромхоза, и когда они входили — очередь моментально рассасывалась. После выхода «Холодного лета пятьдесят третьего» им неоднократно приходилось выступать перед заключёнными, и везде слышали однозначное: «Наши люди!».

Натуру снимали в глухой карельской деревне Руга, полуостровом уходящей в большое озеро. Работа шла, никто не мешал съемочную процессу в уединенном месте, но тут, спустя неделю, по окрестным деревням прошел слух, что приехал Папанов. Уже на следующий день полуостров окружили многочисленные моторки!

Оказалось, что люди везли своих детей, дабы те познакомились с «дядей Волком» из мультфильма «Ну, погоди!». Администраторы пытались разогнать толпу, но актёр вмешался, попросил всех рассадить и несколько часов общался с детьми и взрослыми.

Во время съёмок Анатолий Папанов отпросился на несколько дней в Москву, чтобы решить вопросы со студентами, у которых начался новый учебный год. Приехав домой, он обнаружил, что нет горячей воды, но помыться все же хотелось, поэтому пришлось встать под холодный душ. Ледяная вода вызвала остановку сердца, и актёр скончался. Это было огромным потрясением для всех.

Режиссёр говорил, что долго не мог избавиться от ощущения, что на актёре сказалась судьба Копалыча. В дань памяти он вставил в конец фильма повтор сцены Анатолия Папанова, в которой он говорит: «Об одном жалею — годы. Так хочется пожить по-человечески. И работать…» — и сказал, что это был его последний кадр. Озвучивал Копалыча актёр Игорь Ефимов.

Режиссёр получил немало просьб снять продолжение фильма, однако считал, что тема исчерпана. Лишь однажды они с Валерием Приёмыховым решили попробовать вернуться к образу Басаргина — вписать его в экранизацию рассказа Варлаама Шаламова о восстании заключённых в Магадане. Но оказалось, что права на экранизацию уже куплены, и идею оставили.

Драма «Холодное лето пятьдесят третьего…» заняла второе место по результатам проката 1988 года. На первом месте оказался фильм «Маленькая Вера».

Источник: wowfeed.online